Воспитание подрастающего поколения
 Подрастающее поколение

Сколько бы мы не пытались закрывать глаза на проблемы, возникающие по пути к сытой капиталистической жизни, не отмахивались, не оправдывались вечной занятостью, не грешили на обстоятельства, а от этой проблемы отмахнуться не удастся.

А то, что она существует, видно уже не вооруженным глазом. И стоит все острее с каждым годом. Проблема эта связана с воспитанием подрастающего поколения вообще, и нравственным воспитанием, в частности.

Старшее поколение нашей страны, жившее в эпоху социализма, решало совершенно другие задачи, связанные с построением более справедливого и социально ориентированного общества, а вопросами воспитания, в основном, занималось государство в лице молодежных и общественных организаций.

Возможно, не все получалось, но то, что в этом направлении концентрировались достаточно серьезные усилия, равно как и финансовые вливания, думаю, ни у кого сомнений не вызывает.

Пусть некоторые элементы методик казались шаблонными, но все же позволяли контролировать общие тенденции развития подрастающего поколения, и, в случае необходимости, принимать меры и вносить определенные коррективы в элементы воспитательных мероприятий.

Вот именно, — мероприятий. Государство умело использовало потенциал молодых горячих сердец, огонек в глазах, романтические порывы, чтобы направить в созидательное русло, сплотить, а соответственно и держать в поле зрения общие тенденции движения, формировать основные жизненные принципы в среде молодежи.

Ответственности, организованности, сплоченности было на…во сколько раз, надо бы сравнить, а не с чем сравнивать. Нынешнее время, не показатель, а полная противоположность. Как у Высоцкого, — каждый свой имел удел, кур завел и в нем сидел.

Воспитание подрастающего поколения

Вспомнить, хотя бы комсомольские стройки, освоение целинных земель, строительство железных дорог и будущих гигантов советской индустрии, которые в некоторых регионах и бывших республиках, без особой модернизации, вносят свою посильную лепту в экономику территорий, и по сей день.

Нынешние подростки потерялось в дебрях интернета и безразличии взрослых, родителей, учителей, воспитателей, работодателей. А попросту в лабиринтах системы общественного строя, который не имеет четкого методологического определения.

Куда пропали цели?

Цели нет, есть направления. У демократов свои, у либералов свои, у коммунистов совершенно противоположные и тем и другим. И, как не странно, у всех разные, но, почему-то ведущие в одном направлении, цели. А так бывает? Ах да, было же у Крылова. Лебедь, рак да щука. Видимость «движняка» есть, движения нет. А сколько усилий.

Мораль стали называть «совковой». Пусть даже так, но зато она была. А где она сейчас?

Колоссальная скорость меняющихся реалий и резкая поляризация мира, и происходящих процессов, грозят прокатиться беспощадным колесом сомнительного «прогресса» по будущему грядущих поколений, а соответственно, и страны.

Почему сомнительного, да потому что надо соизмерять достижения с ценой, которая за это плачена. К тому же, эти достижения все больше становятся пользуемыми определенным кругом лиц, который весьма далек от народных масс, клепающих эти самые достижения.

Оставляя все на «авось», рискуем через десяток лет, получить общество всеобщего безразличия, злости, жестокости, зависти, жадности и беспощадности. Кого будем винить?

Найдем кого. В поиске стрелочников нам равных нет. Научены. Вот только вряд ли себя самих. Тогда с кого начнем?

Такое положение дел складывалось не за один день. Попробуем приоткрыть завесу событийного ряда и некоторых особенностей переходного периода от социализма к гибридному капитализму касаемо подрастающего поколения.

Воспитание подрастающего поколения

Воспитание подрастающего поколения в СССР

Если быть объективным, то нельзя не отметить, что каждое последующее поколение, от предыдущего, отличается по ряду признаков, которые все больше превалируют в молодежной среде. Беспринципность, несдержанность, хамство, раскрепощенное фривольное поведение и необразованность.

Сами по себе эти качества проросли не из вакуума. Дети, как губки впитывают все из социальной среды. И ближний круг этой среды мы с вами, родители.
Почему же в СССР такого не было. Да потому что люди были другими. Мы с вами, взрослое поколение, были носителями совершенно другой идеологии и жизненных принципов.

Молодежь постоянно была в центре внимание и опеки взрослых на всех этапах ее взросления и возмужания.

Забота о подрастающем поколения в СССР имело совершенно другое методологическое построение. Все начиналось с самого рождения.

Непререкаемым авторитетом пользовалась семья. И дети, за редким исключением, рождались в законном браке. Ответственность за них лежала, прежде всего, на родителях.

Были и нерадивые родители, конечно. Но их процент по сравнения с благополучными семьями был ничтожно мал. К тому же такие семьи были под постоянным контролем правоохранителей и органов опеки.

Шаблонный подход в контроле тоже присутствовал, как и везде, где рычаги воздействия и давления находятся в руках представителей административной системы управления.

Посмотрите на детские лица тех лет. Открытые, добрые, воодушевленные и радостные. В глазах искорки горели. Во второй половине дня вся эта шумная братия вываливала на улицы после детских садов и школ. Маленькие стайки на дворовых площадках и в скверах. Все они были перед глазами. И всем до них было дело.

С чем сравнить сейчас?

Вспомните, сколько было дворовых игр. Везде были натянуты волейбольные сетки и разбиты баскетбольные площадки, небольшие футбольные поля. Зимой заливались катки. И заметьте, они никогда не пустовали, и до темна из них доносился ребячий гам.

Дети росли крепкими, здоровыми и закаленными.

Практиковалось и трудовое воспитание. При школах были небольшие огородные участки с овощами, фруктовые деревья. И весь процесс от посадки до сбора урожая проводился руками самих учащихся. И это не считалось чем-то из ряда вон выходящим.

Осенние поездки студентов «на картошку», где первогодки «притирались» друг к другу, ближе познавая характеры, слабые и сильные стороны собратьев по учебному процессу.

Пионерские лагеря. Это отдельная страница в жизни советской молодежи. Путевки выдавались проф. комами предприятий за 10% от стоимости. Остальное доплачивало предприятие. Стоимость для родителей составляла 12 рублей. Лето было разбито на 3 заезда.

Лес, свежий воздух, река или море, распорядок дня. Атмосфера лагеря, это непередаваемо. Надо только присутствие. Дети учились сосуществованию в коллективе. Различные спортивные и культурные мероприятия были далеки от шаблонности.

Первая любовь, первые несмелые поцелуи, гулянье “за ручку”. Неизгладимые эмоции после пионерского костра. 24 дня пролетали незаметно. Зато родители могли немного передохнуть от ежедневных забот о своих чадах.

Дети возвращались домой оздоровленными, повзрослевшими, с массой новых впечатлений и друзей.

Дух коллективизма

Военно-патриотическая игра «Зарница». Формирование в подростке чувства любви к Родине и гордости за нее. Испытание собственных сил, смекалки и выносливости. Под руководством бывших кадровых военных дети постигали азы воинского мастерства и братства. Учились дисциплине и умению действовать слаженно, по заранее намеченному плану.

Во всем чувствовался дух коллективизма и общей ответственности за судьбу подрастающего поколения.

Мы выросли с базисным багажом настоящих знаний, а не купленных за подачки педагогам, приученными к труду собственному и уважению труда постороннего, сочувствующими чужому горю (помните парадигму – чужого горя не бывает), в большей степени нетерпимыми ко лжи и лицемерию.

За обещанные коврижки в мистическом светлом будущем сломали все что можно, сразу, и доваливаем, что удалось сохранить, сегодня. С чем останемся, а есть ли у нас время об этом подумать?

Молодежь это будущее любой страны, и от его образованности, подготовленности, идеологической заряженности и способности противостоять трудностям и вызовам современности, зависит здоровье общества и страны в целом.

Воспитание подрастающего поколения

Скажите, а у вашего ребенка были на глазах слезы, когда, к примеру, побеждала сборная страны в международных соревнованиях, от гордости за наши спортивные достижения?

Или, когда кого-то из его друзей или близких постигала невосполнимая утрата, и он, искренне сопереживая чужому или горю близких, стыдливо отворачивался, чтобы скрыть бегущие по щекам слезы?

Или когда, при просмотре фильма, случалась трагедия с героем сюжета?

Или перед его глазами погибало беззащитное животное?

Если да, гордитесь. Стартовые установки правильные, теперь их надо закреплять и развивать. Душа жива. А это главное.

В заключение

Воспитание подрастающего поколения вообще и нравственное, в частности, должно заключаться не в формальном освещении статистических данных о благополучии общества в этой сфере, а проявляться в конкретных делах, позволяющих быть уверенными, что страна приумножит свой мощный потенциал поступательного движения и сохранит простые человеческие ценности.

Если у вас неподдельный интерес к жизни в СССР, преимуществах, недостатка системы, можете более детально ознакомиться в этой статье.

В следующей статье выделим некоторые аспекты воспитания подрастающего поколения в наше время. Отметим нежелательные тенденции и формализацию самого процесса. А так же факторы, влияющие на формирование личностных характеристик современного тинейджера.

Если статья понравилась, не забудьте кликнуть по кнопкам социальных сетей и поделиться.


По этой теме:

Сабмит в закладки